Электропоезда ЭР22М

В первом полугодии 1972 г. Рижский вагоностроительный завод выпустил два восьмивагонных электропоезда ЭР22М, № 67 и 68, каждый из которых состоит из двух четырехвагонных секций: головного моторного, двух промежуточных прицепных, головного моторного. Электрическое оборудование для электропоездов изготовлено Рижским электромашиностроительным заводом.

В отличие от электропоездов ЭР22, построенных в период 1964—1968г у электропоездов ЭР22М для уменьшения веса моторных вагонов часть электрооборудования (преобразователь постоянного тока 3 кВ в трехфазный ток низшего напряжения, аккумуляторная батарея и связанная с ней электрическая аппаратура, мотор-компрессор) перенесены на прицепной вагон. Однако такое решение лишило моторные вагоны самоходности и исключило возможность формирования секций с количеством прицепных вагонов отличным от двух.

У электропоезда ЭР22М изменена форма лобовых частей головных вагонов — эта часть выполнена более плоской, что улучшило вид двухсекционного поезда в месте сцепления двух головных вагонов. Вагоны имеют комбинированный выход (на высокие и низкие платформы). У тележек моторных вагонов усилены шкворневые балки, изменена конструкция скользунов (уменьшен момент трения). Общая колесная база моторного вагона 20 350 мм, колесная база тележки 2750 мм.

На моторных вагонах установлены тяговые электродвигатели РТ-117 (1ДТ-003) по типу ранее установленных на электропоезде ЭР22-20 и прошедших эксплуатационные испытания в депо Нахабино, увеличено количество блоков пуско-тормозных резисторов (на два блока). Вместо трехмашинного агрегата электропоездов ЭР22 на электропоездах ЭР22М установлены двухмашинные агрегаты ПЭ-5Д, имеющие по одному общему генератору для питания цепей управления, вспомогательных цепей и возбуждения тяговых электродвигателей при электрическом торможении.

Максимальная скорость электропоезда ЭР22М 130 км/ч. Вес моторных вагонов около 65 тс (по проекту 63,5 тс), прицепных около 46 тс (по проекту 45 тс). Число мест для сидения в моторном вагоне 112; в прицепном—130. Длина кузовов вагонов 24,5, ширина 3,48 м. Электропоезда ЭР22М поступили в депо Нахабино Московской дороги.

Тягово-энергетические испытания электропоезда ЭР22М-068 были проведены летом 1972 г. на кольце ЦНИИ МПС, динамические и прочные испытания — на участке Белореченская — Майкоп (по две учетных секции).