Электровоз ВЛ12

Новочеркасский электровозостроительный завод в декабре 1973 г. построил опытный восьмиосный двухсекционный электровоз постоянного тока 3000В ВЛ12. Кузов нового локомотива выполнен с большим использованием деталей кузовов-электровозов ВЛ80К и ВЛ80Т. Тележки электровоза имеют люлечное подвешивание, т. е. по типу тележек электровоза ВЛ82М и опытных электровозов ВЛ80К. Диаметр колес приновых бандажах 1250 мм, редукторы имеют передаточное отношение 26:88=1:3,38.

На электровозе установлено восемь тяговых двигателей НБ-407Б с компенсационной обмоткой, которые при напряжении на коллекторе 1500В и полном возбуждении имеют следующие параметры:

Режим

Мощность, кВт

Ток, А

Частота вращения, об/мин

Часовой

755

535

745

Продолжительный

740

525

750

Максимальная частота вращения 1640 об/мин, количество охлаж-дающего воздуха 90 м3/мин. Обмотки якоря имеют изоляцию класса В, обмотки главных и добавочных полюсов — изоляцию класса F. Вес электродвигателя 5000 кгс.

Тяговые электродвигатели каждой секции включаются по четыре последовательно (24 пусковых позиции) и последовательно-параллельно (14 пусковых позиций). Переход с последовательного на последовательно-параллельное соединение осуществляется «мостом». На электровозе применено независимое возбуждение тяговых электродвигателей как на тяговом режиме, так и при реостатном и рекуперативном торможении. При этом обмотки возбуждения тяговых электродвигателей питаются от статического преобразователя через управляемые тиристорные возбудители.

Системой управления предусмотрено:

· автоматическое поддержание заданных токов возбуждения и ограничение токов якорей заданными значениями при разгоне локомотива до основной скорости;

· автоматическое поддержание заданных значений тока якорей, напряжения на коллекторах или скорости движения в зоне скоростей выше скоростей движения на полном возбуждении;

· автоматическое выравнивание токов якорей параллельно включенных групп тяговых электродвигателей и напряжений между последова-тельно включенными группами якорей;

· автоматическая защита от боксования благодаря применению принципа управления по току наиболее загружённой тяговой машины.

Машинист управляет работой электровоза с помощью трех рукояток, связанных с сельсинами задает значения тока возбуждения, тока якоря и скорости движения. Сельсин, задающий ток возбуждения, совмещен с главной рукояткой контроллера машиниста; два других сельсина имеют отдельные рукоятки. Ток возбуждения получается от статического преобразователя 3000/150 В, собранного на тиристорах Т2-320-5

Режим рекуперации предусмотрен в пределах скорости 25—30 до 110 км/ч; ниже скорости 25—30 км/ч может применяться реостатное торможение с регулированием величины сопротивления резисторов Мощность продолжительного режима пуско-тормозных резисторов 5000 кВт. Каждая секция электровоза может работать самостоятельно.

Вентиляторы тяговых электродвигателей приводятся во вращение электродвигателями НБ-111М, компрессора КТ-6Эл — электродвигателями НБ-431М и вентиляторы пуско-тормозных резисторов — электро двигателем НБ-107.

Аккумуляторная батарея заряжается через выпрямитель от трех фазного генератора (42 В, 8,78 кВт, 119 А, 1500 об/мин), обмотки кото рого соединены по схеме «звезда», частота тока 5Q Гц. Для защиты силовых цепей использукпся быстродействующие выключатели БВП-5 (силовые цепи тяговых электродвигателей) и БВЭ (цепи вспомогательных машин).

Электровоз с ⅔ запаса песка имеет вес 200 тс, (25 тс на ось), минимальный радиус проходимых им кривых 125 м. При часовом режиме электровоз развивает силу тяги 43 000 кгс, при продолжительном — 42 000 кгс. Скорость часового режима 50 км/ч, конструкционная скорости 110 км/ч. В 1974 г. Новочеркасским электровозостроительным заводом был построен второй опытный электровоз ВЛ12, Наладка и испытания электровозов ВЛ12 первоначально проводились на кольце завода.

Тип электродвигателя

Напряжение, В

Мощность, кВт

Ток, А

Частота вращения якоря, об/мин

КПД, %

НБ-111М

3000

30

13

1360

81

НД-431М

3000

21

9,5

440

-

НБ-107

160

82

615

1700

85