Грузовой тепловоз DD40X Centennial

Магистральный тепловоз DD40X Centennial мощностью 6600 л.с. с электрической передачей переменно-постоянного тока предназначен для грузовых перевозок. DD40X построен General Motors, подразделение La Grange для эксплуатации на железных дорогах Pacific Union.

В 1969 году, Union Pacific было необходимо начать замену своих газотурбинных локомотивов с электрической передачей на более экономичные по расходу топлива и обслуживанию. Union Pacific начала замену турбин в тепловозах DD35 и DD35A. Был разработан новый концепт тепловоза DD40X. В период с июня 1969 по сентябрь 1971 года было построена 47 локомотивов.

На тепловозе установлены два 16-цилиндровых дизеля типа 645Е3-А мощностью но 3300 л.с.

На тепловозе применены главные генераторы переменного тока, питающие через кремниевые выпрямители восемь тяговых двигателей постоянного тока. Генератор прифланцован к дизелю.

Тяговые двигатели имеют опорно-осевую подвеску. Все горловины моторно-осевых подшипников направлены в одну сторону — к центру локомотива.

Кузов тепловоза - капотного типа с расположением кабины ближе к одному из концов тепловоза.

Ходовая часть - две четырехосные тележки, рамы тележек стальные литые.

Первичное рессорное подвешивание образовано двойными комплектами цилиндрических пружин, работающих в вертикальной плоскости. Вторичное подвешивание выполнено люлечным. Люлечная балка опирается на два упругих комплекта, каждый из которых состоит из трех цилиндрических пружин. Поперечное перемещение люлечной балки происходит за счет упругой поперечной деформации цилиндрических пружин, которые одновременно являются возвращающими устройствами.

Система пневматического тормоза включает устройства для управления работой 16-тормозных цилиндров, которые воздействуют на каждое колесо локомотива.

Локомотив оборудован также реостатным тормозом.

Система управления тепловоза имеет узел защиты от боксования, работающий в тяговом режиме и при торможении, обеспечивающий работу тяговых двигателей с максимальным током, который они могут реализовать по условиям сцепления. При реостатном торможении каждые два тяговых двигателя включаются между собой последовательно и подключаются параллельно к блоку тормозных, сопротивлений. Скольжение колес определяется по разнице режимов работы двух групп тяговых двигателей, включенных параллельно.

Высокая чувствительность системы защиты от боксования и скольжения позволяет осуществлять эффективное и точное регулирование тягового и тормозного режимов работы тяговых двигателей. Мостовая схема включения тяговых двигателей на тормозной реостат обеспечивает их надёжную защиту, так как препятствует одновременному скольжению двух осей локомотива, которое может быть не обнаружено системой защиты от боксования и скольжения.

К числу других особенностей конструкции тепловоза относятся стеклоочистительное устройство с увлажнением и подогревом, блокировка ручного тормоза, препятствующая приведению тепловоза в движение до полного отпуска тормоза; автоматический клапан в системе охлаждения, предохраняющий замораживание дизеля и воздушного компрессора.

Основная характеристика тепловоза

Параметр Значение
Год постройки 1969
Мощность л.с. 6600
Осевая формула 40-40
Служебный вес, т 254
Нагрузка от оси на рельсы, т 31,75
Конструкционная скорость, км/ч 145
Сила тяги длительного режима, кГ 44258
Скорость длительного режима, км/ч 18,1
Размеры тепловоза, мм:
длина (по осям автосцепок) 29893
ширина 3150
высота (от головок рельсов) 5263
диаметр колес 1016
Ширина колеи, мм 1435
Запас топлива, л 31040
Запас песка, м3 1,5

На данный момент в рабочем состоянии сохранились следующие локомотивы:

  • 6900 - Kenefick Park, Omaha, Nebraska
  • 6901 - Ross Park, Pocatello, Idaho
  • 6911 - Mexico Institute of Technology, Mexico City
  • 6913 - Museum of the American Railroad, Dallas, Texas
  • 6915 - Southern California Chapter, Railway and Locomotive Historical Society, Fairplex, Pomona, California
  • 6916 - Utah State Railroad Museum, Ogden, Utah
  • 6922 - Cody Park, North Platte, Nebraska
  • 6925 - Stored at Chamberlain, South Dakota, on Dakota Southern Railway
  • 6930 - Illinois Railway Museum, Union, Illinois. Used as a control cab only, engines and motors are currently non-operational.
  • 6936 - Still in service with Union Pacific Heritage Fleet
  • 6938 - North Little Rock, Arkansas (Sits in front of Jenks Locomotive Facility)
  • 6944 - Museum of Transportation, St. Louis, Missouri
  • 6946 - Western Pacific Railroad Museum, Portola, California. Последний построенный t DDA40X..