Тепловоз SD45

Тепловоз SD45 с электрической передачей переменно-постоянного тока производился «General Motors» в период с декабря 1965 по декабрь 1971 года. За данный период было произведено 1260 единиц.

На тепловозе установлен 12-ти цилиндровый дизель 645E3 мощностью 3600 л.с.

На тепловозах этой и некоторых других серий применен дизель типа 645. Как и дизель типа 567, дизель 645 обозначен в соответствии с рабочим объемом цилиндра.

Тепловоз SD45 не отличался особой надежностью. Частые поломки дизеля и длинного коленчатого вала.

Повышение рабочего объема дизеля достигается увеличением диаметра цилиндра с 215 до 230 мм. Ход поршня сохранен тем же самым - 254 мм. Скорость вращения коленчатого вала 900 об/мин. На 20% увеличена подача воздуха в цилиндры.

Дизель непосредственно соединен с главным генератором переменного тока типа AR-10. Номинальный ток генератора составляет 4000А. Преимущество передачи переменно-постоянного тока заключается в отсутствии на генераторе коллекторов и щеток, что исключает проблемы коммутации. При применении генератора переменного тока расширяется диапазон регулирования, что позволяет упростить схему силовой цепи.

Два блока по 30 кремниевых полупроводниковых выпрямителей установлены на передней стенке генератора; каждый элемент защищен, плавким предохранителем.

Обслуживающий персонал имеет возможность производить визуальный контроль предохранителей через застекленные отверстия в передней стенке генератора. Так как элементы имеют запас по току, то выход из строя одного элемента не оказывает существенного влияния на работу генератора тепловоза. Неисправный элемент выключается из схемы и может быть быстро заменен при очередном осмотре.

В генераторе используется изоляция только из силиконовой резины классов H и F. Срок службы ее в 10 раз больше срока службы стекло- или миканитовой изоляции.

Главный генератор питает шесть тяговых электродвигателей D-77 постоянного тока с опорно-осевым подвешиванием. В электродвигателях применен изоляционный материал каптон. Эта изоляция обладает более высокими качествами по сравнению с миканитовой: высоким диэлектрическим сопротивлением, износостойкостью и механической прочностью, требует меньшего объема. Диэлектрическое сопротивление кап-тона в 10 раз выше, чем миканита.

Изоляция каптон изготовляется в виде чрезвычайно тонкой пленки и занимает очень мало места. Это позволяет на 18% увеличить объем меди обмотки, благодаря чему температура якоря электродвигателя D-77 на 20°С ниже, чем температура якоря двигателя D-67.

Кузов тепловоза - капотного типа, с одной кабиной управления.

Тележки - трехосные типа Флексикойл, с двумя квадратными амортизаторами. Квадратная форма амортизаторов не позволяет им вращаться, что способствует продлению срока службы. Буксовые наличники выполнены из фенолина.

Торможение - одностороннее колодочное. Применены композиционные колодки. Кроме того, тепловоз оборудован динамическим тормозом.

Основная характеристика тепловоза

Параметр Значение
Год постройки 1965
Мощность, л.с. 3600
Осевая формула 30-30
Служебный вес, т 167
Нагрузка от оси на рельсы, т 27,8
Конструкционная скорость, км/ч 115
Сила тяги длительного режима, кГ 372S0
Скорость длительного режима, км/ч 18,2
Размеры тепловоза, мм:
длина (по осям автосцепок) 20050
ширина 3160
высота (от головок рельсов) 4790
диаметр колес 1016
Ширина колеи, мм 1435
Минимальный радиус вписывания, м 76
Запас топлива, л 18200
Запас песка, м3 16