Пассажирский газотурбовоз ГП1
В 1964 г. Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева построил два шестиосных пассажирских газотурбовоза ГП1.
Для этих локомотивов использованы с незначительными конструктивными изменениями кузова и применены полностью однотипные тележки, тяговые электродвигатели ЭД-105А и редукторы с пассажирских тепловозов ТЭП60.
В качестве первичного двигателя — газотурбинной установки — на локомотивах смонтированы одновальные газотурбинные двигатели типа ГП-3,5 открытого цикла без регенерации номинальной мощностью 3500 л. с, т. е. такие же, как последние установки на газотурбовозе Г1-01. Передача энергии от газотурбинного двигателя к колесным парам выполнена электрической, для чего на каждом газотурбовозе установлено по три главных генератора постоянного тока МПТ-74/23Б; генераторы с независимым возбуждением самовентилирующиеся с номинальной мощностью 667 кВт (при скорости вращения якоря 1800 об/мин, напряжении 470—700 В, токе 1 420 А). Генераторы соединены с валом газотурбинного двигателя через понижающие редукторы с передаточным отношением 39:185=1:4,74.
Два генератора через ременную передачу приводят два возбудителя ВТ-275/120А, т. е. такие же машины, как и на газотурбовозе Г1-01. Один из возбудителей используется в качестве вспомогательного генератора. Вес главных генераторов — 8 850 кг. К каждому главному генератору присоединено по два тяговых электродвигателя, включенных параллельно; кроме «полного» поля, можно получить две ступени «ослабленного» поля — 45—48% и 67—71% возбуждения.
Для маневров без пуска газотурбинной установки на газотурбовозах имеется четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизель типа 1Д12 Барнаульского завода. Диаметр цилиндров дизеля — 150 мм, ход поршней — 180 и 186,7 мм. При скорости вращения вала 1500 об/мин дизель развивает мощность 300 л. с. Дизель приводит во вращение якорь маневрового генератора типа МПТ-49/25-ЗВ мощностью 195 квт (450 в, 434 а) и вспомогательный генератор типа П-82 мощностью 24,5 квт (110 в, 188 а). Все электрические машины изготовлены харьковским заводом «Электротяжмаш».
На газотурбовозе установлены кислотная аккумуляторная батарея типа ЗСТ-35 емкостью 270 А-ч и напряжением 96 в, холодильник для охлаждения масла газотурбинного двигателя, воды и масла дизеля и масла вспомогательного редуктора. Холодильник обдувается воздухом, прогоняемым двумя вентиляторами с механическим приводом. Вентиляторы для охлаждения тяговых электродвигателей также имеют механический привод. На газотурбовозе установлен компрессор ПК-35 Первомайского тормозного завода, приводимый от дизеля. При работе газотурбинной установки скорость вращения вала дизеля и компрессора — 1100 обмин.
Локомотив имеет двустороннее торможение, управление тормозами электропневматическое и пневматическое.
Запас тяжелого топлива на локомотиве — 9000 кг, дизельного топлива — 850 кг, масла 700 кг, воды — 170 кг и песка— 600 кг. Служебный вес газотурбовоза — 129 т.
При длительном режиме газотурбовоз развивает силу тяги 12500 кг и скорость 50 км/ч. Конструктивная скорость газотурбовоза — 160 км/ч; сила тяги при этой скорости — 4000 кг.
Газотурбовоз ГШ-0002 в начале 1965 г. поступил для испытаний на экспериментальное кольцо ЦНИИ МПС. В конце 1965 г. оба газотурбовоза переданы для опытной эксплуатации в депо Льгов.
Необходимо заметить, что работы по созданию газотурбовозов начались еще в период освоения производства тепловозов ТЭЗ, когда еще не было тепловозов с дизелями мощностью 3000 л. с. в одной секции. В то время предполагалось, что удастся спроектировать и построить газотурбовозы с техническими характеристиками, позволяющими эксплуатировать их с большим экономическим эффектом, нежели тепловозы. Однако созданные к 1965 г. газотурбовозы в этом отношении уступали уже имеющимся тепловозам.