Электровоз ВЛ10У
С 1976 г. заводы ТЭВЗ (электровозы с № 101) и НЭВЗ (электровозы с № 001) начали выпускать электровозы ВЛ10 с нагрузками от оси колесной пары на рельсы не 23, а 25 тс. Эти электровозы получили обозначение ВЛ10У; индекс У указывает на усиление локомотива по силе тяги. Служебная масса электровоза ВЛ10У составляет 200 т. Увеличение массы достигнуто за счет размещения в каждой секции по 8 т балласта, выполненного в виде чугунных отливок, уложенных под полом коридоров. В связи с повышением нагрузки на оси в их конструкцию внесены некоторые изменения, в частности, увеличен радиус переходной галтели у подступичной части со стороны моторно-осевых подшипников с 20 до 100 мм; статический прогиб рессор тележек увеличился до 61 мм, люлечного подвешивания до 78 мм. НЭВЗ строил электровозы ВЛ10У по 1981 г. включительно, а ТЭВЗ — весь период 1976—-1985 гг.
В процессе выпуска электровозов заводы вносили в их конструкцию отдельные как крупные, так и мелкие изменения. Так, в 1982 г. ТЭВЗ выпустил электровозы № 876, 879 и 884 с электродвигателями ТЛ-122, служащими для привода компрессоров. Якоря электродвигателей имеют волновую обмотку с использованием провода ПЭТВСД. Эти электродвигатели при напряжении 3000 В имеют номинальную мощность 25 кВт, ток 12,5 А, частоту вращения 515 об/мин; масса их 1085 кг. С середины 1983 г. электродвигатели ТЛ-122 устанавливались на всех электровозах ВЛ10У, а также на электровозах ВЛ11 (см. ниже).
Таблица 2
Тип | ТЛ-110М | НБ-431П | НБ-436В | ДК-405К | НБ-110 | |
Электро-двигатель | Генератор | |||||
Мощность, кВт | 53,1 | 21 | 40,7 | 30,4 | 4,5 | 8 |
Напряжение, В | 3000 | 3000 | 3300 | 38 | 50 | 64 |
Ток якоря, А | 20,6 | 9,5 | 15 | 800 | 90 | 125 |
Частота вращения якоря, об/мин | 990 | 440 | 1290 | 990 | 990 | |
Масса, кг | 1590 | 1085 | 1900 | 247 | 300 |
С электровозов № 502 (ТЭВЗ) и № 417 (НЭВЗ) аккумуляторная батарея 40КН-125 была разделена на две батареи 20КН-125 (1978 г.), а с электровоза № 583 батареи стали размещаться под кузовом. Как и на электровозах ВЛ10, начиная с ВЛ10У-202 кран машиниста № 394 был заменен краном № 395. Электровоз ВЛ10У-896 выполнен с системой автоматического управления рекуперативным торможением (САУРТ). При этой системе машинист может задавать скорость движения или тормозную силу во время электрического торможения. С электровоза № 951 (1984 г.) электровозы ВЛ10У начали выпускаться с устройствами САУРТ-167.
На электровозах ВЛ10У № 930 и № 931 вместо резисторов, шунтирующих якоря тяговых электродвигателей при переходе с одного соединения на другое, включены диоды (применен так называемый вентильный переход), что несколько снизило «провалы» силы тяги и «броски» тока во время переключения тяговых электродвигателей.