Вагонзак

Вагонзак, (Столыпинский вагон, Вагон для перевозки спецконтингента) — специальный вагон для перевозки осужденных.

История появления

Впервые вагонзаки появились в 1908 году[1] во времена известного министра царской России Столыпина. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими». С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.

Современный вагонзак

Современный вагон для перевозки осужденных является модификацией стандартного пассажирского вагона.

В отличие от обычного пассажирского вагона т.н. большой коридор вагонзака разделен на 2 части. В одной находятся купе начальника караула с заместителем, а также купе караула, в другой части (режимной) находятся собственно камеры. 5 камер имеют 6 полок, а также откидывающуюся лежанку между вторыми полками. Камеры отделены от коридора не стеной, а решеткой. Двери также решетчатые, имеющие в средней части открывающееся окно. Первые 3 камеры выполнены трёхместными, имеющими дверь не решетчатую, а металлическую.

Наружные окна в режимном коридоре выполнены из матового или рифленого стекла, не позволяющего видеть сквозь них. Все окна в вагонзаке снабжены решетками. Конструкция решеток позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы окна вниз. Окон в камерах не имеется.

Также в отличие от обычного пассажирского вагона в вагонзаке имеется кухня, оборудованная кирпичной печью, и стационарный холодильник под вагоном.

Помимо караульной команды, вагонзак сопровождают 2 проводника.