Автомотриса AP1

По техническим требованиям, разработанным ЦНИИ МПС, Рижским вагоностроительным заводом спроектирована в 1967—1968 гг. четырехосная автомотриса для обслуживания пригородных и местных пассажирских перевозок с небольшими пассажиропотоками (до 400—600 пассажиров в сутки). В 1969 г. завод изготовил две автомотрисы AP1.

Конструкции кузова и тележек автомотрисы унифицированы с моторными вагонами дизель-поездов ДР1. Длина автомотрисы по осям автосцепок 26 340 мм.

На каждой автомотрисе в машинном помещении, расположенном между кабинами машиниста и пассажирским салоном, установлено по V-образному четырехтактному дизелю ЯМЗ-238 автомобильного типа (два дизеля на автомотрисе). Дизель ЯМЗ-238 имеет номинальную мощность 240 л. с. при скорости вращения вала 2100 об/мин, число цилиндров — восемь, диаметр их 130 мм, ход поршня 140 мм. Вес дизеля 1070 кгс. Дизели изготовлены Ярославским моторным заводом.

Вал дизеля соединен с гидромеханической передачей ГМП-240, спроектированной к изготовленной Калужским машиностроительным заводом. От гидромеханической передачи движение с помощью карданного вала и зубчатого редуктора передается внутренней колесной паре тележки: автомотриса имеет две движущие и две поддерживающие колесные пары.

Гидромеханическая передача позволяет получить две скорости: первая ступень с передачей вращающего момента через гидротрансформатор ВНИТИ; вторая ступень — через фрикционную муфту; переход с первой ступени на вторую происходит при скорости около 50 км/ч. Привод компрессора, гидронасоса и генератора осуществлен от дизеля через гидромеханическую передачу.

Конструкционная скорость автомотрисы 100 км/ч. Количество мест для сидения 90. Запас топлива 700 кг. Вес автомотрисы в рабочем состоянии составил 59 тс; по техническим условиям этот вес должен быть в пределах 49—51 тс. Одной из причин такого завышения веса было использование узлов вагонов ДР1, имеющих более высокую мощность дизелей, и относительно высокий вес гидропередачи ГМП-240, составляющей 1700 кг.

Автомотрисы AP1 некоторое время работали на Львовской дороге (депо Тернополь), где ЦНИИ МПС провел их испытания. Установлено, что коэффициент полезного действия у автомотрисы при полной мощности дизелей составляет при скорости 40 км/ч 24% и при скорости 80км/ч-26%.