Опытный электропоезд ЭР2И-559
Параллельно с работами по применению широтно-частотных импульсных преобразователей на мотор-вагонах электропоездов ЭР2, проводимых Прибалтийской дорогой, велись разработки частотно-импульсных преобразователей для этих поездов. Принципиальную разработку, исследование отдельных элементов системы провели научные работники кафедры электрического транспорта МЭИ; проект переоборудования поезда выполнен в 1969 г. ПКБЦТ МПС. В начале 1970 г. Московский локомотиворемонтный завод переоборудовал на импульсную систему шестиватонный электропоезд ЭР2-559, состоящий из трех моторных, двух головных и одного промежуточного прицепного вагона (поезд был обозначен ЭР2И). Электропоезд поступил для испытаний на Ярославскую линию Московской дороги, где 25 августа совершил поездку от Москвы до Александрова и обратно.
В отличие от электропоездов ЭР2И Прибалтийской дороги на электропоезде ЭР2И-559 импульсный преобразователь был постоянно включен в цепь тяговых электродвигателей. При этом напряжение на выводах тяговых электродвигателей может поддерживаться постоянным, независимо от колебаний напряжения в контактной сети, что позволяет более полно использовать мощность тяговых электродвигателей (поднять рабочее напряжение на их выводах с 1500 до 1650 В, т. е. на 10%).
Преобразователь состоит из фильтра (емкость и индуктивность), и собственно импульсных преобразователей — четырех фаз; в каждой фазе имеется восемь тиристоров ТЛ2-150-8, реакторы насыщения, конденсаторы и 10 диодов ВЛ-200-8. Частота тока в каждой фазе меняется от 25 до 600 Гц. Для перехода на рекуперативный режим служат, 12 контакторов, которые работают при отсутствии тока. Система позволяет осуществить абсолютно плавный пуск тяговых электродвигателей, получить неограниченное число тяговых характеристик (зависимости силы тяги от скорости) и иметь рекуперативное торможение практически, до остановки поезда без применения специальных устройств для возбуждения тяговых электродвигателей. Главный барабан контроллера машиниста представляет собой обычное переменное сопротивление.
Вспомогательные машины и электропечи электропоезда питаются непосредственно от контактного провода.
Преобразователи, выполненные по схеме МЭИ, оказались более тяжелыми по сравнению с преобразователями электропоездов ЭР2И Прибалтийской дороги и моторные вагоны электропоезда ЭР2И-559 стали иметь вес 58,1 тс.
В течение 1971 —1973 гг. электропоезд ЭР2И-559 периодически совершал поездки, в том числе и с применением рекуперативного торможения, но затем работы по его испытаниям и наладке МЭИ были прекращены, так как этот поезд предназначался лишь для проверки системы частотно-импульсного регулирования, которое в дальнейшем намечалось использовать на электропоездах ЭР2В.