Опытный электропоезд ЭР2В
Для опытной проверки системы электрической тяги на постоянном токе с номинальным напряжением 6 кВ, помимо переоборудования электровозов ВЛ22М на это-напряжение, в период 1971—1975 гг. велись работы по созданию импульсных преобразователей постоянного тока 6 кВ в постоянный ток 3 кВ для моторвагонных электропоездов. Эти работы выполнялись на основе исследований, проводимых МЭИ, и опыта применения частотно-импульсных преобразователей на электропоезде ЭР2И-559. За эти годы на Московском локомотиворемонтном заводе вначале по эскизному проекту МЭИ, а затем на основе разработок МЭИ по проектам проектно-конструкторского бюро ЦТ МПС было переоборудовано для работы на постоянном токе 6 кВ три четырехвагонных и один восьмивагонный электропоезд ЭР2, получивших обозначение ЭР2В (высоковольтные).
Первая двухвагонная секция электропоезда ЭР2В-556 (моторный вагон № 55606 и головной вагон № 867) была смонтирована в 1971 г., вторая секция этого поезда (моторный вагон № 55608 и головной вагон № 868) —в 1973 г. Частотно-импульсные преобразователи на моторных вагонах были расположены под кузовами вагонов, причем тиристоры, диоды и вспомогательное к ним оборудование были размещены в баках, залитых трансформаторным маслом. Каждый моторный вагон имеет по четыре фазы, в фазе 13 тиристоров ТЛ-160-8. Частота тока в фазе меняется, как и на электропоезде ЭР2и-559, от 25 до 600Гц
Импульсные преобразователи позволяют плавно поднимать напряжение на выводах двух последовательно включенных тяговых электродвигателей с 0 до 3000 В и поддерживать заданное напряжение независимо от величины напряжения в контактной сети.
Для питания электродвигателей вспомогательных машин на электропоезде были установлены статические преобразователи постоянного тока 6 кВ в постоянный ток 3 кВ. Вес моторного вагона (тары) посте переоборудования увеличился до 60,3 тс (на 5,7 тс).
Первоначально электропоезд ЗР2В-556 налаживался и обкатывался на путях завода, а затем в период 1974—1975 гг. на участке Пушкино-Александров — Струнино Ярославской линии Московской дороги и экспериментальном кольце ЦНИИ МПС. На этом кольце в июне 1974 г. электропоезд начал совершать поездки при напряжении 6 кВ. В режиме рекуперативного торможения впервые электропоезд испытывался в 1978 г. при напряжении в контактной сети 6 кВ.
Убеждения многих специалистов в недопустимости помещения под кузовом вагонов аппаратов в баках с маслом (хотя под моторными вагонами электропоездов ЭР9П находились трансформаторы с масляным охлаждением — см. ниже) послужили причиной создания проекта импульсных преобразователей с воздушным охлаждением и расположением их на крышах вагонов (рис. 56). С таким расположением преобразователей в 1974—1975 гг. Московский локомотиворемонтный завод смонтировал остальные электропоезда ЭР2В. Вес таких моторных вагонов составил примерно 66 тс.