Тяговые агрегаты ОПЭ2 и ОПЭ1А
В 1972 г. Днепропетровский электровозостроительный завод построил первый тяговый агрегат ОПЭ2, состоящий из электровоза управления и двух моторных думпкаров. Электровоз управления рассчитан на питание от контактной сети однофазным током частотой 50 Гц с номинальным напряжением 10 кВ. Завод выпускал агрегаты ОПЭ2 по 1976 г. включительно.
Кузов электровоза управления агрегата ОПЭ2 выполнен по типу кузовов электровозов тяговых агрегатов ПЭ2 и ПЭ2М, но имеет отличия, определяемые внешней формой, установочными размерами и весом электрического оборудования. Тележки однотипны с тележками агрегатов ПЭ2 и ПЭ2М, имеют то же передаточное число редукторов (5,353).
На электровозе управления установлен трансформатор ОДЦЭ-8000/10 номинальной мощностью 7338 кВА. Две тяговые обмотки, каждая из которых разделена на четыре секции, выполнены на номинальное напряжение 1900 В, обмотки собственных нужд — на напряжение 250, 400 и 625 В. Масса трансформатора 9000 кг. Две преобразовательные установки ВПБ-6000-У2 с диодами В2-320 и тиристорами Т2-320 позволяют плавно менять выпрямленное напряжение с помощью блока управления БУ39Д.
На электровозе управления и моторных думпкарах установлены такие же, как на агрегате ПЭ2М, тяговые электродвигатели ДТ-9Н. Так как на агрегате ОПЭ2 эти двигатели работают на пульсирующем токе и с возбуждением 98%, их параметры несколько изменились и составляют при напряжении на зажимах 1500 В:
Режим | Мощность, кВт | Ток, А | Частота вращения якоря, об/мин |
Часовой | 455 | 330 | 665 |
Продолжительный | 418 | 300 | 685 |
На электровозе установлены токоприемники ТЛ-14М (основные) и ТБ-2М (боковые), главный контроллер ЭКГ-21Д для бестокового переключения вторичной обмотки силового трансформатора, тормозные резисторы БТР-170Д, главные воздушные выключатели ВОВ-10/1000 и ряд других аппаратов.
Для управления тяговым агрегатом служит контроллер машиниста КМЭ-8Д с главным и реверсивным переключателями. Главный переключатель, приводимый штурвалом, имеет девять фиксированных позиций: нулевую и восемь, соответствующих началу или концу одной из четырех зон регулирования напряжения. При переводе штурвала от начала к концу зоны напряжение на тяговых электродвигателях плавно увеличивается.
Расположение оборудования на электровозе управления тяговых агрегатов ОПЭ2 и ОПЭ1А:
1, 9 – блоки тормозных резисторов; 2 – выпрямительная установка; 3 – главный воздушный выключатель; 4 – главный контроллер; 5 – тяговый трансформатор; 6 – контроллер машиниста; 7 – боковой токоприемник; 8 – мотор-вентилятор.
Расположение оборудования на секции автономного питания тягового агрегата ОПЭ1А:
1 – индуктивный нагреватель; 2 – гидромуфта привода вентилятора; 3 – осевой вентилятор; 4 – дизель-генератор; 5 – вентилятор кузова.
На тяговом агрегате ОПЭ2 установлены два мотор-компрессора, четыре мотор-вентилятора для охлаждения тормозных резисторов и шесть мотор-вентиляторов для охлаждения тяговых электродвигателей. Мотор-компрессор состоит из электродвигателя пульсирующего тока ДТ-53 (50 кВт, 550 В, 105 А, 800 об/мин) и компрессора КТ-6Эл. Вентиляторы охлаждения тормозных резисторов приводятся электродвигателями пульсирующего тока ЭТВ-20М2, как и на тяговых агрегатах ПЭ2; вентиляторы тяговых электродвигателей — асинхронными трехфазными электродвигателями АЭ-92-4, используемыми также на тяговых агрегатах ОПЭ1 и некоторых магистральных электровозах переменного тока.
Тяговый агрегат имеет общую сцепную массу с гружеными думпкарами 372 т (нагрузка от колесной пары на рельс 31 тс), общую мощность часового режима 5325 кВт, силу тяги часового режима 650 кН (66 240 кгс) при скорости 29,5 км/ч.
Конструкционная скорость агрегата 65 км/ч, минимальный радиус проходимых кривых 80 м. Грузоподъемность каждого думпкара 45 т.
В 1973 г. ДЭВЗ выпустил первый тяговый агрегат ОПЭ1А, состоящий из электровоза управления, секции автономного питания и моторного думпкара. Такие агрегаты завод строил весь период 1976— 1985 гг. и последующие годы. Электровоз управления и думпкар тягового агрегата ОПЭ1А, за исключением небольших изменений, связанных с управлением агрегатом, такие же, как у тягового агрегата ОПЭ2.
На секции автономного питания установлен дизель ЗА-6Д49 (84Н 26/26) номинальной мощностью 1500 л.с. От дизеля приводятся генератор постоянного тока ГП-319А номинальной мощностью 955 кВт (ток 1845/1100 А, напряжение 516/870 В, номинальная частота вращения 1000 об/мин), возбудитель В-600А (10,8 кВт, 120 В, 90 А, 2030 об/мин) для питания обмотки возбуждения ГП-319А и вспомогательный генератор ГП-405 (15 кВт, 75 В, 136 А, 700/2030 об/мин), который питает цепи управления, освещения и заряжает аккумуляторную батарею 32ТН-450.
Секция автономного питания оборудована одинаковыми с электровозом управления и думпкаром тяговыми электродвигателями ДТ-9Н. На тяговом агрегате ОПЭ1А имеются три мотор-компрессора, состоящие из электродвигателей ДТ-53 и компрессоров КТ-6Эл.
Все параметры (вес, мощность, сила тяги, скорость) агрегата ОПЭ1А при питании от контактной сети такие же, как у агрегата ОПЭ2. В автономном режиме тяговый агрегат при пуске до скорости 7,2 км/ч развивает силу тяги 373 кН (38 000 кгс), при скорости 20 км/ч — 147 кН (15 000 кгс).