Тяговые агрегаты ПЭЗТ и ОПЭ1Б
Продолжая совершенствовать конструкцию тяговых агрегатов ПЭ2М и ОПЭ1А, Днепропетровский электровозостроительный завод создал на их базе трехсекционные агрегаты постоянного тока напряжением 3000 В или 1500 В (ПЭЗТ) и переменного тока напряжением 10 кВ (ОПЭ1Б), состоящие из электровоза управления, дизельной секции и четырехосного думпкара, оборудованного тяговыми электродвигателями. Первый тяговый агрегат ПЭЗТ был изготовлен в 1978 г., второй в 1982 г. Первый тяговый агрегат ОПЭ1Б был построен в 1976 г., затем в 1982—1983 гг. были изготовлены еще четыре, из которых три без дизельной секции, но с двумя думпкарами.
На обоих типах агрегатов предусмотрено плавное регулирование с помощью тиристорных установок напряжения, подводимого к параллельно включенным тяговым электродвигателям, применены одинаковые тележки и тяговые электродвигатели ДТ-9Н, тяговые редукторы, колесные пары, которые ранее были созданы для агрегатов ПЭ1, ПЭ2М, ОПЭ1А. Расстояния между осями автосцепок у агрегатов ПЭЗТ и ОПЭ1Б такие же, как у агрегатов ПЭ2М и ОПЭ1А.
Кузов электровозов управления тяговых агрегатов ПЭЗТ и ОПЭ1Б имеет кабину машиниста будочной формы, смещенную к головной стороне кузова.
Расположение оборудования в кабинах обоих агрегатов одинаково, т. е. практически не зависит от рода тока в контактной сети.
На электровозе управления агрегата ПЭЗТ установлены две 12-фаз-ные частотные тиристорные установки, преобразующие постоянный ток напряжением 3000 или 1500 В в плавно регулируемый постоянный ток в цепи тяговых электродвигателей. Преобразователи могут работать с частотой от 70 до 500 Гц.
На электровозе управления ОПЭ1Б однофазный ток напряжением 10 кВ с помощью трансформатора ОДЦЭ-8000/10А-У2 понижается до напряжения 450, 900, 1350 или 1800 В (применено четырехзонное регулирование напряжения); напряжение выпрямленного тока плавно регулируется тиристорами. Трансформатор имеет две тяговые обмотки, к каждой из которых подключена своя преобразовательная установка ВПБ-6000У2, питающая половину тяговых электродвигателей агрегата.
Схемы соединения тяговых электродвигателей агрегатов ОПЭ1Б и ПЭЗТ в контактном (питание от контактной сети) и автономном режимах, а также при реостатном торможении одинаковы. В последнем случае обмотки всех тяговых электродвигателей включаются последовательно и питаются от преобразователя, установленного на электровозе управления. Преобразователь на агрегате ОПЭ1Б получает питание от выпрямительного моста первой зоны регулирования, а на агрегате ПЭЗТ — от тиристорной установки силовой цепи тяговых электродвигателей.
Электрическое торможение возможно осуществить независимо от наличия и величины напряжения в контактной сети.
На электровозе управления агрегата ОПЭ1Б установлены токоприемники ТЛ14М (для центрального провода) и ТБ-13Д (для бокового провода), главный выключатель ВОВ-10/1000, главный переключатель ЭКХ-21 для переключения ступеней вторичных (тяговых) обмоток трансформатора, контроллеры машиниста КМЭ-12Д. Вентиляторы тяговых электродвигателей, трансформатора, преобразовательных установок приводятся электродвигателями ДТ-1А (см. тяговый агрегат ПЭ2М), компрессоры КТ-6Эл — электродвигателями ДТ-53 (см. тяговый агрегат ОПЭ2). На электровозе управления агрегата ПЭЗТ имеются центральный токоприемник П82 и боковой ТБ-13Д.
На дизельных секциях тяговых агрегатов ПЭЗТ и ОПЭ1Б установлены дизель-генераторы 2-26ДГ, состоящие из дизеля 2-2Д49 и синхронного генератора ГС-515. Дизель при частоте вращения вала 1000 об/мин развивает мощность 2000 л.с. (1470 кВт). Шестифазный генератор ГС-515 номинальной мощностью 1310 кВт (действующее значение линейного тока 2X1520/2X2700 А, линейное напряжение 270/153 В) через выпрямительные установки питает тяговые электродвигатели. Напряжение регулируется изменением тока возбуждения и частоты вращения вала дизеля.
В качестве возбудителя синхронного генератора использован возбудитель ВС-650В (см. тяговый агрегат ОПЭ1А).
На дизельной секции установлены компрессор КТ-7, приводимый дизелем, и аккумуляторная батарея 48ТН-450, предназначенная для питания цепей управления и освещения агрегата (50 В) и стартер-генератора при пуске дизеля.
Тяговые агрегаты ПЭЗТ и ОПЭ1Б имеют следующие основные параметры: сцепная масса в рабочем состоянии с ⅔ запаса дизельного топлива 372 т (нагрузка на рельсы от колесной пары 31 тс); сила тяги при 15-минутном режиме работы тяговых электродвигателей 900 кН (92 тс), скорость 25,4 км/ч (при напряжении в контактной сети 1500 В — 12,3 км/ч); мощность тормозных резисторов 5000 кВт, максимальная тормозная сила 900 кН (92 тс); длительная сила тяги в автономном режиме при скорости 7 км/ч 510 кН (52 тс), при скорости 15 км/ч — 245 кН (25 тс).
Расположение оборудования на электровозе управления тягового агрегата ОПЭ1Б:
1 – мотор-компрессор; 2 – электроводонагреватель; 3 – блок тормозных резисторов; 4 – центробежный вентилятор; 5 – выпрямительная установка; 6 – главный резервуар; 7 – панель с аппаратурой; 8 – главный воздушный выключатель; 9 – центральный токоприемник; 10 – тяговый трансформатор; 11 – колонка ручного тормоза; 12 – контроллер машиниста; 13 – аккумуляторные батареи; 14 – боковой токоприемник; 15 – мотор-вентилятор; 16 – блок тормозных резисторов.
Расположение оборудования на секции автономного питания тягового агрегата ОПЭ1Б:
1 – мотор-вентилятор; 2 – топливопогреватель; 3 – раздаточный редуктор; 4 – дизель-генератор; 5 – вентилятор; 6 – компрессор; 7 – установка охлаждения главного генератора и выпрямителей; 8 – блок выпрямителей; 9 – блок силовых аппаратов; 10 – резисторы ослабления возбуждения.