Дизель-поезд Д1

Для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных линиях на железные дороги Советского Союза в период 1976— 1985 гг. продолжали поступать из Венгерской Народной Республики четырехвагонные дизель-поезда Д1, изготовляемые на заводе Ганц — Маваг. Постройка таких дизель-поездов началась в 1963 г., в процессе изготовления в их конструкцию вносились отдельные изменения.

Дизель-поезд Д1 сформирован из двух одинаковых головных моторных и двух промежуточных прицепных вагонов. Возможна эксплуатация двух сцепленных дизель-поездов, т. е. восьмивагонных составов с управлением из головного вагона (работа по системе многих единиц). Оборудование рассчитано также на работу дизель-поезда в составе шести вагонов: двух моторных и четырех промежуточных прицепных.

Цельнометаллический кузов вагона сварной конструкции в нижней части имеет раму. Ширина кузова 3076 мм (по выступающим частям 3184 мм); входные двери с дистанционным электропневматическим управлением позволяют эксплуатировать поезда на участках как с низкими, так и с высокими платформами. В головной части моторного вагона расположена кабина машиниста, за ней следует машинное отделение, где находятся дизель, закрытый специальным капотом, гидромеханическая коробка скоростей, холодильники воды и масла, баки для воды, топлива и масла, воздухоочистители и органы дистанционного управления и автоматики. К машинному отделению примыкает небольшое помещение, которое можно использовать для перевозки почты; далее расположены тамбур, пассажирское помещение (салон) и второй тамбур. В промежуточном прицепном вагоне имеются два тамбура и пассажирское помещение. По концам кузовов установлены автосцепки СА-3 с фрикционными аппаратами ЦНИИ-Н6.

Кузов моторного вагона опирается на трехосную моторную (движущую) и двухосную поддерживающую тележки; кузов прицепного вагона — на две двухосные поддерживающие тележки. Движущими колесными парами трехосной тележки являются вторая и третья, первая исполняет роль бегунковой. Рамы тележек сварной конструкции. Моторные тележки не имеют гнезда для шкворня, кузов опирается на их рамы с помощью двух направляющих скользунов. Двухосная тележка, помимо скользунов, имеет гнездо для центрального шкворня.

Рессорное подвешивание трехосной тележки одноступенчатое, четырехточечное. Рама тележки опирается на буксы через цилиндрические пружины. Поддерживающая тележка имеет две ступени рессорного подвешивания и люльку. Статический прогиб рессорного подвешивания трехосной тележки 137 мм, поддерживающей—135 мм. Диаметр колес 950 мм; буксы с роликовыми сферическими подшипниками фирмы СКФ. Все колесные пары поезда, кроме одной оси трехосной тележки, имеют двустороннее нажатие тормозных колодок на колеса.

Расположение оборудования и основные размеры моторного (а) и прицепного (б) вагонов дизель-поезда Д1:

1 – жалюзи холодильника; 2 – вентилятор холодильника; 3 – дизель; 4 – выхлопная труба; 5 – фильтр для очистки воздуха; 6 – отопительно-вентиляционная установка; 7 – топливный бак; 8 – ящик для аккумуляторной батареи.

На трехосной тележке моторного вагона установлен двенадцатицилиндровый четырехтактный форкамерный дизель системы Ганц-Ендрашек 12VFE17/24, развивающий при частоте вращения вала 1250 об/мин мощность 730 л. с. Минимальная частота вращения вала 530 об/мин. Цилиндры расположены V-образно и имеют диаметр 170 мм, ход поршней 240 мм. Цилиндровый блок, картер и поддон дизеля изготовлены из силумина; поршни из сплава на алюминиевой основе; коленчатый вал из легированной стали. Дизель имеет газотурбинный наддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. При номинальной мощности расход топлива составляет 168 г/(э.л.с ч). Масса дизеля около 4600 кг. Пуск осуществляется с помощью двух стартеров от аккумуляторной батареи.

Вращающий момент от дизеля передается на движущие колесные пары с помощью карданных валов через гидромеханическую трехступенчатую передачу НМ612-22 (коробку скоростей), установленную на тележке, и осевые редукторы. Коробка скоростей состоит из четырнадцати шестерен, гидротрансформатора, барабанов и дисков сцепления, входного, промежуточных и выходного валов. Передаточные числа коробки следующие:

1-я ступень (39:41 )Х (27:57) X X (52:22) X (44:29) X (28:28) X (33: 33) = 1,616;

2-я ступень (39:41) X (44:29) X X (28:28) X (33:33) = 1,443;

3-я ступень (39:41 )Х (33:33) X X (33:33) Х(33:33) = 0,95.

Две пары шестерен (28:28 и 33:33), не изменяющие передаточное число коробки скоростей, обеспечивают возможность реверсирования. На 1-й ступени между шестернями, имеющими 27 и 22 зуба, включается гидротрансформатор.

При номинальной частоте вращения вала дизеля 1250 об/мин и диаметре колес 950 мм скорость поезда на 1-й ступени 56,4 км/ч, на 2-й — 84,1 км/ч и на 3-й — 126,7 км/ч.

Переключение на 2-ю ступень происходит при скорости 55,6 км/ч, на 3-ю — при скорости 83,5 км/ч.

Осевой редуктор выполнен с коническими шестернями с передаточным числом 39:21=1,857.

Управление дизель-поездом производится с помощью контроллера машиниста и электропневматической аппаратуры. Контроллер машиниста имеет реверсивную рукоятку и главную с позициями 0, А, В, 1—5. В положении 0 все аппараты управления выключены; в положении А происходит пуск дизеля; в положении В дизель работает на холостом ходу; на позициях 1—5 последовательно . увеличивается частота вращения вала дизеля (подача топлива в цилиндры составляет соответственно 20, 40, 60, 80 и 100% от номинальной). В моменты переключения ступеней скоростей происходит автоматическое уменьшение подачи топлива и, следовательно, частоты вращения коленчатого вала дизеля.

На каждом моторном вагоне установлены: два генератора постоянного тока (один для питания цепей управления, освещения и заряда аккумуляторной батареи, другой — для электродвигателя вентилятора холодильника), два стартера, трехцилиндровый компрессор МК-135 производительностью 1450 л/мин при частоте вращения вала 695 об/мин, железоникелевая аккумуляторная батарея 2SK-400 емкостью 400 А ч (напряжение 48 В) и другое оборудование. Компрессор и генераторы приводятся от вала дизеля.

Поезд оборудован комбинированной системой вентиляции и воздушного отопления, использующего тепло охлаждающей воды дизеля. Для подогрева этой воды перед пуском дизеля в холодное время года установлен котел-подогреватель, работающий на дизельном топливе.

Вагоны дизель-поезда оборудованы электропневматическими тормозами с двухпроводной цепью управления.

Полностью экипированный моторный вагон весит 68 т; нагрузка от движущих колесных пар на рельсы при этом составляет около 17 тс; масса прицепного вагона без пассажиров 37 т. Запас топлива в моторном вагоне 1200 л, песка — 160 кг. Количество мест для сидения в моторном вагоне 72, в прицепном — 128.

Дизель-поезда Д1 поступили на Октябрьскую, Прибалтийскую, Горьковскую, Московскую, Одесскую, Юго-Восточную и ряд других железных дорог.