Опытные тепловозы ТГМ9, ТГМ12 и TГM14

Тепловозы ТГМ6А, ТГМ4 и ТГМ4А, выпускавшиеся серийно Людиновским тепловозостроительным заводом середины 70-х годов, вполне отвечали требованиям того времени. Однако в дальнейшем повышение требований к маневровым промышленным тепловозам, в частности, появление в 1977 г. стандарта на параметры локомотивов этого класса наряду с возросшими техническими возможностями создания более совершенных узлов и деталей предопределило начало работ по выпуску новых серий локомотивов, превосходящих по техническим и экономическим показателям своих предшественников. Коллективом специалистов под руководством главного конструктора завода Л. А. Михальчука, а затем Г. С. Меликджанова и начальника бюро И. И. Зеленова были выполнены проекты трех четырехосных тепловозов с гидравлической передачей. По этим проектам Людиновский завод изготовил опытные образцы: в 1983 г. тепловозы ТГМ9 и ТГМ12 и в 1984 г.— тепловоз ТГМ14.

Расположение оборудования на тепловозе ТГМ4:

1 – аккумуляторная батарея; 2 – главный воздушный резервуар; 3 – маслоохладитель гидропередачи; 4 – двухмашинный агрегат; 5 – гидропередача; 6 – компрессор; 7 – глушитель; 8 – дизель; 9 – вентиляторное колесо; 10 – электродвигатель; 11 – теплообменник; 12 – песочница.

Изготовлению опытных образцов тепловозов предшествовали испытания новых двухосных тележек бесчелюстного типа, у которых рамы опираются на буксы через комплекты винтовых пружин, попарно или по одной установленных на приливах букс. Связь каждой буксы с рамой тележки осуществлена парой поводков с резинометаллическими шарнирами по концам. Всего было испытано семь вариантов подвешивания (два с фрикционными и пять с гидравлическими гасителями колебаний) с различными статическими прогибами пружин. В вариантах с гидравлическими гасителями применялись гасители колебаний НЦ-1-1100 Калининского вагоностроительного завода, устанавливаемые на электровозах ВЛ10 и ВЛ80 всех разновидностей и пассажирских вагонах. По результатам испытаний Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (ВНИТИ) сделал вывод, что наилучшие показатели получаются при рессорном подвешивании с двухрядными пружинами и статическим прогибом 133 мм (на опытном тепловозе ТГМ6А) и однорядными со статическим прогибом 124 мм (на опытном тепловозе ТГМ4А) и гидравлическими гасителями колебаний НЦ-1-1100. Бесчелюстные тележки применены на всех трех типах опытных тепловозов. Диаметр новых колес тележек 1050 мм.

Тепловоз ТГМ9 разработан по заказу Министерства черной металлургии СССР и предназначен для замены тепловозов ТГМ4. На нем установлен дизель ЗА-6Д49 (84Н 26/26) Пензенского завода, менее форсированный, чем дизель ЗА-6Д4У тепловозов ТГМ6А. При частоте вращения вала 810 об/мин дизель развивает мощность 750 л.с. Это позволяет увеличить примерно вдвое его моторесурс по сравнению с дизелем тепловоза ТГМ6А и получить несколько лучшие тяговые характеристики (лучшее соотношение мощности и силы тяги при доведении сцепной массы до 90 т и снижении мощности дизеля).

На тепловозе ТГМ9 применены однорежимная силовая гидропередача (вместо поездного и маневрового режимов имеется один средний режим), компрессор производительностью до 5 м3/мин, главный резервуар с увеличенным до 1,26 м3 объемом. Более мощный компрессор и вместительный резервуар обеспечивают хорошее управление разгрузкой саморазгружающихся вагонов (думпкаров).

Масса тепловоза 72—80 т, сила тяги длительного режима при скорости 9 км/ч 157 кН (16 000 тс); конструкционная скорость 40 км/ч, минимальный радиус проходных кривых 40 м.

Тепловоз ТГМ12, предназначенный для замены тепловоза ТГМ6А, имеет одинаковые с последним дизель ЗА-6Д49 и унифицированную гидропередачу. Как и тепловоз ТГМ9, он оборудован компрессором производительностью до 5 м3/мин и главным резервуаром с увеличенным с 0,9 до 1,26 м3 объемом. Основные технические параметры тепловоза ТГМ12 такие же, как у тепловоза ТГМ6А.

Главное отличие тепловоза ТГМ14 от ТГМ4 заключается в увеличении базы на 1120 мм, позволившем более рационально разместить оборудование и применить унифицированные узлы ходовой части, кузова и кабины машиниста.

Расположение оборудования на тепловозе ТГМ9:

1 – аккумуляторная батарея; 2 – пульт управления; 3 – компрессор; 4 – гидропередача; 5 – дизель; 6 – топливный бак; 7 – выхлопная система; 8 – вентилятор.