Тепловоз ТГМ1

В период 1966—1973 гг. Муромский тепловозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского выпускал промышленные трехосные тепловозы ТГМ1; первый тепловоз этой серии завод построил в 1956 г.

Тепловоз имеет кузов капотного типа, жестко соединенный с рамой локомотива. Рама выполнена внутренней, как на паровозах; боковины рамы изготовлены из листов толщиной 25 мм. Рама опирается на буксы с коническими подшипниками через листовые рессоры жесткостью 160 кгс/мм. Рессорное подвешивание верхнее, трехточечное. Первая колесная пара имеет поперечный балансир, вторая и третья связаны между собой продольными балансирами.

Буксы челюстного типа. Колесные пары с диаметром колес 1050 мм имеют, как у паровозов, пальцы для спарников. Под кабиной машиниста расположен отбойный вал, соединенный спарниками с движущими колесными парами. Длина тепловоза по осям автосцепок 9750 мм, колесная база 3400 мм.

На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель 1Д12-400 (124 15/18). Дизель без наддува. Диаметр цилиндров 150 мм, ход поршней 180 и 186,7 мм. При частоте вращения вала 1600 об/мин номинальная мощность дизеля равна 400 л. с. Минимальная частота вращения вала 500 об/мин; расход топлива при полной мощности 160—176 г/(э. л. с.ч). Вес дизеля 1750 кгс. Пуск дизеля стартером СТ-712.

Передача вращающего момента от дизеля к колесным парам осуществляется через повышающий редуктор, гидротрансформатор или одну из гидромуфт, переключатель маневрового и поездного режима, конические зубчатые колеса реверса, редуктор с цилиндрическими колесами, отбойный вал и спарники.

Повышающий редуктор на тепловозах с гидропередачей ГП-400 Муромского завода (гидромуфтами М46/20) имеет передаточное число 70:54=1,296. Передаточное отношение основной коробки на 1-й и 2-й ступенях скорости 28:68=1:2,43, на 3-й ступени 45:67=1:1,49; передаточное отношение режимной коробки на маневровом режиме (24:28)•(19:33)=1:2,024, на поездном — 1; передаточное отношение реверса 24:44=1:1,83 и понижающего редуктора 21:50=1:2,38. Гидротрансформатор увеличивает момент при трогании тепловоза в 4,8 раза.

Для охлаждения воды и масла на тепловозе установлены холодильники с ребристыми плоскими трубками. Воздух прогоняется осевым вентилятором, приводимым от дизеля клиноременной передачей. Вспомогательный генератор постоянного тока Г-732 номинальной мощностью 1,2 кВт (28 В, 43 А) приводится через повышающий редуктор от дизеля.

Тепловоз на маневровом режиме имеет силу тяги при продолжительном режиме 11200 кгс при скорости 5 км/ч и на поездном режиме. Скорости тепловоза на разных режимах в километрах в час следующие:

Режим

На гидротрансформаторе

На 1-ой гидромуфте

На 2-ой гидромуфте

Маневровый

0-10,7

10,7-18,5

18,5-30

Поездной

0-21,4

21,4-37,0

37,6-50

Тепловоз может проходить по кривым радиусом 60 м. Запас топлива на тепловозе 1400 кг, масла для дизеля 120 кг, для гидропередачи 1б5 кг воды летом 130 л, зимой 190 л и песка 250 кг. С октября 1967 г. в коробке передаточных колес, работающих на 3-й ступени скорости 45-67 с модулем 6 мм была заменена парой 39:57 = 1:1,46 с модулем 7 мм. С июля 1970 г. завод вместо компрессора Э-500 стал устанавливать компрессор ПК-1,75М производительностью 1,75 м3/мин. С тепловоза № 1851 стартер СТ-712 был заменен стартером СТ-722. С тепловоза № I960 вместо шести аккумуляторных батарей СТ-128, включенных в три параллельных цепи по две последовательно в каждой, ставили четыре батареи, включенных в две параллельных цепи по две последовательно в каждой, т. е. с общей емкостью 256 А-ч.