Тепловоз ТГМ23
Первый тепловоз серии ТГМ23 завод изготовил в 1960 г.; постройка этих тепловозов продолжалась по 1976 г. включительно.
Кузов тепловоза выполнен в виде двух капотов с расположенной между ними кабиной машиниста. Рама тепловоза изготовлена из стальных листов толщиной 25 мм; листы связаны концевыми стяжными ящиками и поперечными креплениями. Рама опирается на буксы через десятилистовые рессоры; рессорное подвешивание в отличие от подвешивания тепловозов ТГМ1 — предшественников ТГМ23 — индивидуальное и не имеет балансиров. Буксы имеют по два конических роликовых подшипника. Колесные пары бандажного типа с противовесами и пальцами для спарников, диаметр новых колес 1050 мм. Нажатие тормозных колодок одностороннее; имеется только один тормозной цилиндр диаметром 13". Тепловозы оборудованы кранами машиниста № 394 и воздухораспределителями № 270.
На тепловозе установлен четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель 1Д12Н-500 (12ЧН15/18) с газотурбинным наддувом. Диаметр цилиндров 150 мм, ход поршня с главным шатуном 180 мм, с прицепным — 186,7 мм. При частоте вращения вала 1500 об/мин номинальная мощность 500 л.с. Расход топлива при номинальной мощности 170 г/(э.л.с-ч). Масса дизеля 1800 кг. Управление дизелем осуществляется из кабины машиниста с помощью пневмопривода.
Вращающий момент от дизеля передается отбойному валу через унифицированную гидропередачу УГП-350-500 Муромского завода и реверс-режимный редуктор. Гидропередача состоит из гидротрансформатора, двух гидромуфт, зубчатых колес, ведущего (входного), главного и ведомого (выходного) валов. Вал дизеля связан с главным валом гидропередачи повышающим редуктором с передаточным числом 54:70.
Передаточное число зубчатых колес между главным и ведомым валами при работе на 1-й гидромуфте 68:28, на 2-й — 57:39. Ведомый вал гидропередачи соединен промежуточным валом с реверс-режимным редуктором, состоящим из режимной коробки с четырьмя шестернями и осевого редуктора, имеющего конические (передаточное число 45:31) и цилиндрические (50:21) шестерни. При маневровом режиме в работе участвуют четыре шестерни режимной коробки [(31:22)Х (31: 22) = 1,99]; на поездном режиме шестерни в работе не участвуют: выходной вал гидропередачи непосредственно связан с валом осевого редуктора. Две больших и малая конические шестерни осевого редуктора позволяют не только уменьшать частоту вращения, но и менять направление движения.
Гидропередача позволяет тепловозу работать на шести разных режимах в пределах следующих скоростей (км/ч):
Режим | На гидротрансформаторах | На 1-й гидромуфте | На 2-й гидромуфте |
Маневровый | 0 – 14,3 | 14,3 – 17,8 | 17,8 – 30,0 |
Поездной | 0 – 29,4 | 29,4 – 35,3 | 35,2 – 60,0 |
Для питания цепей управления, освещения (номинальное напряжение 24 В), пуска дизеля установлены генератор постоянного тока Г-732 (1,2 кВт, 28 В), стартер СТ-722 и четыре кислотных аккумуляторных батареи 6СТ-128 (включены по две последовательно) емкостью 256 А- ч.
Расположение оборудования на тепловозе ТГМ23:
1 – компрессор; 2 – котел для обогрева; 3 – топливный бак; 4 – глушитель; 5 – воздухоочиститель двигателя; 6 – масляный бак; 7 – водяной бак; 8 – дизель; 9 – радиатор; 11 – жалюзи; 12 – главный воздушный резервуар; 13 – вал с гибкими элементами; 14 – реверс-редуктор; 15 – гидропередача.
Сжатый воздух вырабатывается двухцилиндровым двухступенчатым компрессором ПК-17, приводимым клиновыми ремнями от регулируемой гидромуфты, получающей вращение от вала дизеля. При частоте вращения вала компрессора 1450 об/мин его производительность составляет 1,75 м3/мин сжатого до давления 8 кгс/см2 воздуха.
По условию отвода тепла от масла гидропередачи тепловоз при скорости 7 км/ч может реализовывать длительную силу тяги 10,8 кН (1100 кгс), а при скорости 14 км/ч (поездной режим) —54 кН (5500 кгс). Максимальная скорость на маневровом режиме 30 км/ч; на поездном — 60 км/ч. Служебная масса тепловоза без балласта 39 т, с балластом — 44 т. Минимальный радиус проходимых кривых 60 м. Запас топлива 1200 кг, песка 250 кг; воды 45 кг, масла для гидропередачи 250 кг, для дизеля 120 кг.