Тепловоз ТГМЗБ

В мае 1959 г. Людиновский тепловозостроительный завод выпустил свой первый тепловоз — ТГМЗ типа 222 с гидропередачей. Эти тепловозы завод строил по 1967 г. включительно. Заменив применяемую на тепловозах ТГМЗ гидропередачу Ворошиловградского тепловозостроительного завода унифицированной гидропередачей УГП-750-1200 Калужского машиностроительного завода, в 1961 г. Людиновский завод изготовил опытный образец тепловоза ТГМЗА; эти тепловозы он строил затем в 1966— 1970 гг. С 1966 г. завод начал выпуск тепловозов ТГМЗБ с гидропередачей УГП-750-2Т, у которой в отличие от гидропередачи УГП-750-1200 отсутствуют гидромуфты и имеются только два гидротрансформатора. Строились эти тепловозы по 1977 г. включительно.

Тепловоз ТГМЗ имеет капотный кузов, причем капот над машинным отделением и кабина машиниста соединены с главной рамой болтами и могут сниматься, а остальные части кузова приварены к раме. Вертикальная нагрузка от кузова передается на две двухосные тележки; на каждую — через четыре стальные опоры со сферическими торцами, расположенные по окружности диаметром 2608 мм. Тяговое и тормозное усилия и другие горизонтальные силы передаются от тележки к раме через шкворни.

Рама тележки состоит из боковин, сваренных из листовой стали, шкворневой и двух концевых балок. Буксы роликовые с жестким упором такие же, как у тепловоза ТЭЗ. Колесные пары имеют цельнокатаные стальные колеса диаметром 1050 мм. На каждую буксу опираются два балансира, на которые через крайние цилиндрические и средние листовые рессоры опирается рама тележки. Статический прогиб рессорного подвешивания 60 мм.

На оси каждой колесной пары установлен редуктор, имеющий пару конических зубчатых колес с одинаковым числом зубьев (по 23) и пару цилиндрических колес; передаточное число редуктора 68:16=4,25. На раме тележки укреплены четыре песочных бункера и тормозной цилиндр. Нажатие тормозных колодок на колеса одностороннее.

В конструкции тележки тепловоза ТГМЗБ использован ряд элементов, хорошо проявивших себя в эксплуатации на тепловозах ТЭЗ: буксы, буксовые челюсти, концевые балки, детали рессорного подвешивания и тормозов. Расстояние между осями колесных пар такое же, как у тепловоза ТЭЗ.

На тепловозе установлен двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный дизель М753Б (12ЧН 18/20) с моноблоком. Дизель имеет наддув и водяное охлаждение втулок и крышек цилиндров; диаметр цилиндров 180 мм, ход поршня с главным шатуном 200 мм, с прицепным — 209,8 мм. Номинальная мощность при частоте вращения вала 1400 об/мин 750 л.с. Минимально устойчивая частота вращения вала 650 об/мин. Удельный расход топлива при номинальной мощности 171 г/(э.л.с ч)+ 5%. Пуск дизеля .производится стартером ЭС-1. Масса сухого дизеля 1700 кг.

Частота вращения вала дизеля регулируется изменением затяжки пружины всережимного регулятора с помощью восьмипозиционного пневматического устройства поршневого типа. Последнее управляется электропневматическими вентилями, порядок включения и отключения которых зависит от положения главной рукоятки контроллера машиниста. Рукоятка имеет нулевую и восемь рабочих позиций.

Вал дизеля связан с гидропередачей упруго-компенсационной муфтой. Повышающий редуктор гидропередачи имеет передаточное число 51:58=0,88. На 1-й скорости работают зубчатые колеса с передаточным числом 58:35=1,65, на 2-й скорости — 41:52=0,79; на маневровом режиме — 73:24=3,04, на поездном— 58:39=1,49. От режимного редуктора вращающий момент передается через реверсивный редуктор (61:37=1,65) на раздаточный вал, карданные валы и осевые двухступенчатые редукторы. Автоматическое переключение скоростей обеспечивает работу гидропередачи с оптимальными коэффициентами полезного действия.

Расположение оборудования на тепловозе ТГМ3Б:

1 – аккумуляторная батарея; 2 – главный воздушный резервуар; 3 – пульт управления; 4 – котел-подогреватель; 5 – двухмашинный агрегат; 6 -компрессор; 7 – глушитель: 8 – дизель; 9 – вентиляторное колесо; 10 – электродвигатель вентилятора; 11 – верхние жалюзи; 12 – маслоохладитель гидропередачи; 13 – осевой редуктор; 14 – карданный вал; 15 – гидропередача; 16 – топливный бак; 17 – тормозной цилиндр; 18 – песочница.

Секции холодильника на тепловозе такие же, как у тепловоза ТЭЗ. Для питания электродвигателей вентиляторов холодильника служит генератор ВГТ-275/120 (13,8 кВт, 120 А, 115 В), а для питания цепей управления, освещения и заряда аккумуляторной батареи — генератор ВГТ-275/150 (8 кВт, 106 А, 76 В). Генераторы объединены в одном двухмашинном агрегате; частота вращения их якорей 1800 об/мин при частоте вращения вала дизеля 1400 об/мин. На локомотиве имеются двухцилиндровый двухступенчатый компрессор ВП 3-4/9 производительностью 3 м3 /мин и кислотная аккумуляторная батарея 6СТЭН-140М (6X10 элементов) емкостью 252 А ч. Номинальное напряжение электрических цепей 75 В.

Масса тепловоза в рабочем состоянии 68 т±3 %. Запас топлива 3300 кг, воды 580 кг, песка 900 кг, масла для дизеля 280 кг; масла для гидропередачи 300 кг. На маневровом режиме тепловоз может реализовывать длительную силу тяги 196 кН (20 000 кгс) при скорости 5 км/ч; на поездном — 88 кН (9000 кгс) при скорости 15 км/ч. Максимальная скорость на маневровом режиме 27 км/ч, на поездном — 55 км/ч, при следовании в составе поезда с выключенной гидропередачей — 90км/ч. Минимальный радиус проходимых кривых 40 м. Тепловозы ТГМЗ могут работать двумя сцепленными секциями по системе многих единиц.