Электротепловоз ЭТГ-001

В 1967 г. в депо Тбилиси Закавказской дороги по предложению инженера В. Я. Магалашвили один из двух построенных в 1960 г. маневровых тепловозов с гидропередачей АМГ5 был переоборудован в электротепловоз ЭТГ-001.

Буквы ЭТГ обозначают — электровоз-тепловоз с гидропередачей. Механическая часть и гидропередача при переоборудовании локомотива осталась без изменений.

Расположение оборудования на электротепловозе ЭТГ-001:

1-токоприемник; 2 — главный резервуар; 3 — гидропередача; 4 — тяговые электродвигатели НБ-411; 5 — дизель

Кузов тепловоза имеет несущую раму, состоящую из двух сваренных балок коробчатого сечения, связанных между собой поперечинами. Своей рамой кузов на каждую тележку опирается через два люлечных бруса, подвешенных с помощью маятников и листовых рессор к рамам тележек. Тяговое усилие от тележек к кузову передается с помощью системы тяг и шарниров, заменяющих собой шкворни. Колесные пары имеют бандажные колеса диаметром 1050 мм; буксы — роликовые подшипники австрийского завода Штейер.

Вместо двенадцатицилиндрового дизеля Т126 мощностью 1100 л. с. на локомотиве был установлен дизель М756 и два тяговых электродвигателя НБ-411 электровозов ВЛ22М. Вал дизеля М756 соединяется с валом электродвигателя НБ-411 муфтой. Валы двух рядом расположенных электродвигателей НБ-411 и валы электродвигателя и входной вал гидропередачи также связаны муфтами. Вращающий момент от дизеля (автономный режим работы локомотива) или двух тяговых электродвигателей НБ-411 (работа локомотива как электровоза) передается колесным парам через гидравлическую передачу Фойта L28/1114gStNK с двумя гидротрансформаторами. реверсивно-режимную коробку 1NWS-360/2A, распределительную передачу V450, карданные валы и осевые редукторы A100/02S. Осевые редукторы имеют пару цилиндрических зубчатых колес с передаточным отношением 32:45=1:1,40 и пару конических колес с передаточным отношением 19:32=1:1,68.

Дизель М756 на локомотиве ЭТГ-001 работает с максимальной частотой- вращения вала 1200 об/мин, развивая при этом мощность до 600 л. с. Тяговые электродвигатели НБ-411 работают с независимым возбуждением. Обмотки их главных полюсов соединены последовательно и получают питание от мотор-генератора (вращающегося преобразователя) НБ-429А, применяемого на электровозах ВЛ8. Якори тяговых электродвигателей соединены последовательно и получают питание от контактного привода через токоприемник и быстродействующий выключатель. Частота вращения электродвигателей регулируется изменением тока их возбуждения, что в свою очередь производится с помощью контроллера машиниста путем изменения тока возбуждения преобразователя. Контроллер машиниста имеет восемь рабочих позиций. Разгон якорей электродвигателей производится дизелем до частоты вращения вала порядка 1000 об/мин. При возбуждении электродвигателей, когда напряжение на их выводах становится равным напряжению контактной сети, автоматически включаются быстродействующий выключатель (БВ-ЦНИИ-5), после чего электродвигатели получают питание от контактной сети, а дизель отключается.

Вес локомотива ЭТГ-001 составил 116 тс.

На маневровом режиме локомотив может развивать при трогании силу тяги 36000 кгс, длительно — 26500 кгс, на поездном режиме — длительно силу тяги 13600 кгс при скорости 14 км/ч; максимальная скорость локомотива на маневровом режиме 35 км/ч, на поездном — 70 км/ч, при выключенной передаче и транспортировке другим локомотивом—100 км/ч.

В период 1968—1970 гг. локомотив ЭТГ-001 работал на маневрах и с вывозными поездами на Закавказской дороге.