Электровоз 21Е.
Начиная с 1956 г. заводы им. В. И. Ленина в г. Пльзене (ЧССР) начали строить для Советского Союза электровозы типа 20+20+20 серии 21Е.
Эти локомотивы являются дальнейшим развитием электровозов 13Е, которые завод изготовлял в 1951—1952 гг. для Советского Союза. Электровозы рассчитаны на работу постоянным током напряжением 1500 В от верхнего или бокового контактного провода.
Электровозы имеют три сочлененные части. Каждая часть состоит и» кузова, рамой которого служит верхняя часть двухосного экипажа. Боковины экипажа выполнены из листовой стали толщиной 30 мм и жестко связаны между собой поперечными креплениями при помощи заклепок. Сами кузова выполнены в виде съемных капотов, под которыми размещено электрическое и пневматическое оборудование. Отдельные части электровоза соединены между собой короткими тягами для передачи горизонтальных продольных усилий. Вертикальные усилия от крайних частей на среднюю передаются через специальный штырь, вделанный в торцовые листы этих частей; концы штырей пропущены через шаровые устройства, горизонтальное перемещение которых ограничивается упорами средней части электровоза и пружинами, являющимися возвращающими устройствами.
Рессорное подвешивание состоит из листовых надбуксовых рессор и цилиндрических винтовых концевых пружин. У крайних частей оси сбалансированы между собой листовыми рессорами, у средней части колесные пары не связаны между собой. Тяговые электродвигатели имеют опорно-осевую подвеску. Редуктор двусторонний жесткий косозубый; передаточное отношение 12:67—1:5,58. Буксы челюстного типа с подшипниками скольжения; буксовые коробки плотно закрыты крышками (система «изотермос»). Диаметр колес по кругу катания при новых бандажах 1100 мм.
На электровозе установлено шесть тяговых электродвигателей AD-039115/Т, рассчитанных на рабочее напряжение 1 500 В. Электродвигатели имеют следующие основные данные:
Режим | Мощность, кВт | Ток, А | Частота вращения якоря, об/мин |
Часовой режим | 260 | 190 | 750 |
Длительный режим | 200 | 148 | 815 |
Вес электродвигателя с шестернями – 3440 кг.
На электровозах установлено много элементов электрических аппаратов, применяемых на пассажирских электровозах ЧС1, ЧСЗ и ЧС2. Для переключения тяговых электродвигателей каждой части электровоза с последовательного на параллельное соединение и реостатного пуска на электровозе установлено три главных переключателя с пневматическим приводом по типу пассажирских электровозов. Переключатель имеет 48 позиций: О, Х, 1—24-я реостатные при последовательном включении двух электродвигателей, 25-я ходовая, две переходные, 26—43-я реостатные при параллельном включении электродвигателей и 44-я ходовая при том же включении. Электродвигатели переключаются с последовательного на параллельное соединение по мостовой схеме. В отличие от электровозов 13Е на электровозах 21Е предусмотрена возможность последовательного соединения всех шести тяговых электродвигателей. Режим «Тихий ход» предназначен для загрузки прицепленных к электровозу думпкаров во время движения.
Силовая цепь защищена быстродействующим выключателем 6НС и реле перегрузки. В кабине установлены два контроллера машиниста, по конструкции похожие на контроллеры пассажирских электровозов. Под капотами крайних частей электровоза, помимо электрической аппаратуры, размещено по одному мотор-компрессору и по одному главному резервуару. Тяговые электродвигатели охлаждаются тремя вентиляторами, электродвигатели которых одновременно приводят генераторы тока управления. Цепи управления и освещения питаются от этих генераторов или щелочной аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 48 В.
Электровоз весит 150 т (25 т на ось), из которых 22 т приходится на балласт. При часовом режиме он развивает силу тяги 20600 кг и скорость 27,8 км/ч, при длительном — 14200 кг и 30,3 км/ч. Конструктивная скорость локомотива — 65 км/ч, минимальный радиус кривой — 60 м.
Помимо пневматических тормозов, электровоз оборудован электрическим реостатным тормозом.
Заводы им. В. И. Ленина изготовляли электровозы 21Е до 1960 г. включительно, затем их в 1960—1961 гг. строили машиностроительные и металлургические заводы, расположенные в г. Дубница; электрооборудование для них изготовляли Маравские электротехнические заводы.
В 1961 г. этими заводами построена партия электровозов серии 21ЕМ, у которых рамы экипажной части имеют сварные соединения и изменениям в расположении трубопроводов тормозной и пневматических систем. Электровозы серии 21ЕМ представляли собой несколько переделанные локомотивы, выполненные первоначально для колеи 1435 мм. На электровозах 21Е последних выпусков и электровозах 21ЕМ установлены тяговые электродвигатели типа 1AD039115fT, основные параметры которых несколько отличаются от параметров электродвигателей типа AD039115fT. Они имеют следующие технические данные:
Режим | Мощность, кВт | Ток, А | Частота вращения якоря, об/мин |
Часовой режим | 270 | 195 | 750 |
Длительный режим | 210 | 153 | 815 |
При этих тяговых электродвигателях сила тяги часового режима составляет 20 700 кг, а длительного режима — 14900 кг.
Электровозы 21Е и 21ЕМ эксплуатируются на многих угольных карьерах, металлургических комбинатах, известковых рудниках и других промышленных предприятиях.