Тепловозы 2ТЭ10М и ЗТЭ10М

Дальнейшим шагом в развитии тепловозов типа ТЭ10 явилась модернизация тепловозов 2ТЭ10В. Уже в 1979 г. Ворошиловградский завод, использовав опыт постройки и эксплуатации тепловоза ЗТЭ10В, построил первые трехсекционные тепловозы ЗТЭ10М, а затем с 1981 г. начал выпускать и двухсекционные тепловозы 2ТЭ10М.

На тепловозах 2ТЭ10М и ЗТЭ10М сохранено все основное оборудование тепловозов 2ТЭ10В, но изменена схема электрических цепей для возможности работы тепловозов в составе трех секций; кроме того, в приводах вспомогательных машин вместо гидравлики использованы валы и пластинчатые муфты; установлены боковые опоры кузова, состоящие из роликовых опор и расположенных над ними резинометаллических блоков; применены воздухораспределители № 483.

Трехсекционный тепловоз ЗТЭ10М состоит из двух крайних секций А и Б, имеющих кабины машиниста с полным комплектом необходимого оборудования, и промежуточной секции В, у которой помещение кабины использовано в качестве тамбура для прохода в головную секцию. В кабинах машиниста установлены пульты с контроллерами, краны машиниста № 395, краны вспомогательного тормоза № 254; в тамбуре секции В имеются только кран вспомогательного тормоза № 254 и вспомогательный пульт для маневровых передвижений и реостатных испытаний; эта секция может самостоятельно передвигаться со скоростью до 5 км/ч, без головной или головных секций она для вождения поездов не используется. Возможно использовать для поездной работы две сцепленные секции (А с Б, А с В или Б с В) либо одну секцию (А или Б). Совместная работа секций тепловозов ТЭ10М с секциями тепловозов 2ТЭ10В не предусмотрена.

В 1981 г. Ворошиловградский завод выпустил партию тепловозов 2ТЭ10МК, на которых в отличие от тепловоза 2ТЭ10М вместо дизеля 10Д100 был установлен дизель 5Д49 Коломенского тепловозостроительного завода. Такие дизели применены на тепловозах 2ТЭ116 .

Расположение оборудования на секции тепловоза 2ТЭ10М:

1 – пульт управления; 2 – ручной тормоз; 3 – вентилятор кузова; 4 – компрессор; 5 – тяговый генератор; 6 – вентилятор охлаждения тягового генератора; 7 – тифон; 8 – центробежный нагнетатель второй ступени; 9 – воздухоочиститель; 10 – дизель; 11 – тяговый блок; 12 –выхлопное устройство; 13 – бак для воды; 14 – адсорбер; 15 – бак для воды; 16 – гидропровод вентилятора; 17 – колесо вентилятора; 18 – секция радиаторов.